В этой статье мы расскажем зачем успешному бизнесу нужен маркетинговый план, кем и как он должен разрабатываться.
Независимо от сферы деятельности вашего бизнеса, чтобы успешно его продвигать, необходимо разработать маркетинговый план.
Разработка настоящего маркетингового плана, описывающего маркетинговую политику компании отнимает немало сил, а сам план может получится несколько громоздким. Лучше, если вся информация маркетингового плана будет содержаться в одном месте. Для этого лучше завести отдельную папку, в которой будет все подробно расписано. Руководитель предприятия или менеджер по маркетингу должен тщательнейшим образом контролировать то, насколько четко исполняются все пункты маркетингового плана.
Хорошо бы при этом прилагать счета, фотоотчеты и другие документы. Все это поможет в дальнейшем в анализе эффективности составленного плана, а если необходимо, то и подкорректировать его на будущее.
Разработка маркетингового плана
Разработка маркетингового плана – это самая важная задача для каждого бизнесмена. Для малого предприятия это может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Очень часто маркетинговый план создается на один год, либо финансовый, либо календарный.
Кто должен иметь доступ к маркетинговому плану компании? Лучше, чтобы к нему имели доступ все сотрудники, поскольку они должны четко понимать, к чему стремится компания и какую роль играют они в реализации этого плана.
Однако далеко не все руководители компаний выставляют маркетинговый план на всеобщее обозрение. Причины бывают разные, зачастую, маркетинговый план содержит много конфиденциальной информации, которую нужно хранить в секрете, чтобы она не попала в руки конкурентов.
Разработка маркетингового плана, как правило, требует привлечения нескольких специалистов. Именно благодаря нескольким мнениям и советам специалистов вы можете разработать наиболее эффективную стратегию бизнеса. Разрабатывая маркетинговый план, лучше учесть мнение всех отделов компании (кадровики, финансисты, заведующие поставками, производители и так далее), которые будут причастны к его реализации.
Это, в свою очередь, поможет учесть все аспекты деятельности конкретного предприятия. Все ответственные сотрудники не только помогут оценить маркетинговую стратегию со стороны, но и будет способствовать правильному определению реально достижимых целей.
Маркетинговый план компании описывает ключевые пункты ее деятельности:
1. Анализ рынка и выбор целевых ниш.
Маркетинговый план включает мониторинг динамики рынка, поведения конкурентов, ключевых игроков. Анализ рынка позволяет выявить новые ниши, своевременно отреагировать на действия конкурентов, закрыть стагнирующие направления и развивать наиболее доходные и/или динамично растущие.
Для этого, как правило, используют известный метод — SWOT-анализ. Он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании в контексте потенциальных возможностей и угроз рынка.
2. Взаимодействие с потребителем.
Этот ключевой блок включает:
- изучение потребностей потенциальных клиентов на целевом рынке,
- анализ моделей поведения при совершении покупки,
- анализ причин отказа,
- анализ воспринимаемой ценности продуктов или услуги,
- сегментирование рынка,
- выделение целевой аудитории и проработка грамотного рекламного воздействия на потребителя,
- стратегия по повышению лояльности клиентов, которая позволяет увеличить частоту и объем покупок.
3. Брендинг и рекламные кампании.
Как заставить потребителя платить больше за продукт или услугу, за счет повышения воспринимаемой им ценности. Для этой цели маркетинговый план включает брендинг и рекламные кампании, анализирует очевидны ли клиенту выгоды и преимущества продукта.
Очень важно постоянно придерживаться маркетингового плана, с ним сверяться и руководствоваться им, и при необходимости корректировать исходя из тенденции и изменений на рынке. Правильно составленный используемый маркетинговый план поможет достигнуть успеха в бизнесе.
Как составить маркетинговый бюджет на год (шаблон Excel marketer.by)